Вашему малышу исполняется три годика и в честь этой даты вы решили устроить для него настоящий праздник с гостями, подарками, тортом, надувными шарами и может даже приглашенными клоунами. Знаменательный день наступил. Все в сборе. Поздравить малыша с Днем рождения пришли родственники и друзья с маленькими детьми. Коробки, пакеты, свертки с подарками, преимущественно игрушками, заполнили половину гостиной. Маленький виновник торжества
никак не нарадуется новым машинкам, мишкам, мячикам. Дети веселятся,
родители мило болтают за чашечкой чая со сладостями – ну просто идиллия.
Однако не тут то было…
Через некоторое время слышится детский спор, а после и детский плачь. Оказывается ваш милый, добродушный малыш ни в какую не желает делиться игрушками, которые только что получил в подарок и категорически против того, чтобы кто-то помимо него мог в них поиграть.
И в стремлении отстоять свое право собственности на машинку зашел так далеко, что даже стукнул своего друга Владика пластиковой саблей по голове. «Какой ужас! Какой позор!» - непременно подумаете вы.
«У нас в семье жадин нет!» - заявите вы во всеуслышание и демонстративно отнимите у своего ребенка игрушку в пользу «бедного» Вадика.
В результате вечер закончиться слезами самого именинника и вашими переживаниями. Так может прежде, чем ругать ребенка за жадность, лучше разобраться в ее причинах?
Стремление владеть – нормальное желание
каждого человека. Зарождается оно в самом раннем возрасте, как только
ребенок перестает воспринимать себя в единстве с матерью и начинает
произносить: «Я», «Я сам», «Мое».
Эгоизм развивается прежде, чем умение
сочувствовать и сопереживать, а, следовательно, и делиться. Ведь, чтобы
ребенок осознанно захотел поделиться, ему надо научиться ставить себя на
место другого человека, переносить на себя чьи-то чувства. А это совсем
не такой легкий процесс.
У маленького ребенка часто развивается
сильная привязанность к вещам, это нормально. Случается, что любимая
игрушка не выпускается малышом из рук, ни при каких обстоятельствах. Он с
ней спит, ест, идет на прогулку и в детский сад. Она обретает для него
особую эмоциональную значимость. Заставить маленького ребенка поделиться
с кем-то своей самой любимой игрушкой – не самая лучшая идея.
Уж давайте признаемся, нам и самим не всегда легко дается расставание с любимой вещью, что уж от детей требовать.
Желание делиться обычно приходит к
ребенку в возрасте около шести лет. Конечно, делиться дети начинают
раньше, но не потому, что они этого хотят, а потому что того требуют
правила, устанавливаемые обществом, и в частности вами. Это вовсе не
значит, что до шести лет ребенка делиться учить не нужно.
Ему предстоит ходить в детский садик, играть с малышами на детской площадке, а, следовательно, и делиться игрушками.
При правильном подходе можно убедить
трех-четырех летнего малыша в том, что делиться - это полезно и свести
проявления инстинкта собственника к более-менее приемлемой степени.
Просто нужно адекватно подходить к этому
вопросу и не ждать от малыша излишней щедрости, а уж тем более не
пытаться решить вопрос, силой отнимая у малыша игрушки.
Вот что пишет на эту тему Стивен Р.Кови – отец 9 детей и автор популярнейшей во всем мире книги по психологии и развитию личности «7 навыков высоко эффективных людей», который попадал в ситуацию с детским праздником, описанную выше:
«Мой
опыт говорит мне, что когда-то нужно учить, а когда-то нужно не учить.
Когда отношения натянуты и атмосфера накалена эмоциями, попытка учить
часто воспринимается как форма осуждения и неприятия.
В
то же время, когда отношения благоприятны, по-моему, гораздо
продуктивнее поговорить с ребенком наедине и спокойно обсудить то, что
считаешь важным и чему хочешь его научить…
Возможно, чувство собственности должно приходить прежде, чем потребность делиться.
Возможно,
многие из тех, кто в браке и в семье отказывается отдавать и делиться
или же отдаем механически, сами, по существу, так и не знают, что такое
самообладание, никогда не ощущали, что значит владеть собой, не
осознавали своей индивидуальности и не испытывали чувства собственного
достоинства.
Если
мы хотим реально помочь нашим детям расти, необходимо быть достаточно
терпеливыми, чтобы позволить им испытать чувство собственности, и
достаточно мудрыми, чтобы научить их дару давать, показывая это личным
примером».
А вот несколько правил, которые помогут научить малыша щедрости:
* Никогда не принуждайте малыша делиться, не ставьте его таким образом в неловкую ситуацию перед другими детьми.
* Не заставляйте малыша делиться
своей самой любимой игрушкой. Для уроков щедрости можно найти
какую-нибудь другую игрушку, менее дорогую и близкую ребенку.
* Показывайте щедрость на своем
примере. Шли с малышом из магазина и встретили соседку – угостите ее
яблоком. К вам в гости пришла подруга – предложите ей поносить ваш новый
шарфик.
* Читайте сказки и смотрите мультфильмы, в которых щедрые герои побеждают, а жадным не везет.
* Поощряйте малыша за успехи. Обязательно хвалите ребенка за щедрость.
* Играйте с ребенком в игры, в которых надо, чем-то делиться или использовать какие-то предметы вместе, обмениваясь ими.
Например,
вы можете заняться совместным творчеством: слепить или нарисовать что-то.
Для этого вам, конечно, понадобятся краски, пластилин или масса для лепки разных цветов.
Раздайте каждому участнику игры одинаковое количество разных цветов.
Например, себе возьмите желтый, белый и синий, а малышу дайте красный, оранжевый и зеленый.
Когда ему захочется использовать желтый,
он попросит его у вас. Вы дадите ему желтую баночку, а сами попросите
взамен цвет, который есть у него.
Вы будете меняться с малышом коробочками
с массой разных цветов или разными красками, в зависимости от того,
кому, что нужно слепить/нарисовать.
Таким образом, ребенок начнет понимать, в чем польза щедрости.
Ведь только одним цветом рисовать и лепить не интересно.
И помните: совместное творчество всегда объединяет! |