Иногда понять своего ребенка бывает так же нелегко,
как разгадать загадку сфинкса или прочитать послание инопланетных
пришельцев. Все дело в том, что с годами мы теряем качества,
определяющие восприятие и мировоззрение ребенка. Отсюда непонимание,
обычно именуемое банальным конфликтом поколений. Многим родителям
кажется порой, что наладить гармоничные отношения с собственным ребенком
невозможно. Его поступки нелогичны, мотивы абсурдны, высказывания
коробят родительское ухо. Когда возникают подобные проблемы во
взаимоотношениях, родителям приходится тяжело. Но в еще более незавидном
положении оказываются дети.
Родителей не выбирают, но зато их
принимают или нет. Обычно это происходит в период полового созревания
ребенка. Он переосмысливает происходящее, пытается взглянуть на
родителей новым взглядом – взглядом взрослого человека, равного им. Увы,
некоторые дети в возрасте 10–14 лет не считают своих родителей
заслуживающими уважения и любви. Чтобы этого не произошло, известный
психолог-педагог Л.М. Фридман разработал одиннадцать заповедей, которыми
необходимо руководствоваться в отношениях с детьми. 1. Принимай
ребенка таким, какой он есть. Природа создает детей очень прихотливо и
сложно, перемешивая в генном наборе ребенка качества и свойства многих
десятков предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же
семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо
противоположные первым. И каждого ребенка независимо от его качеств
родители должны принять с любовью. Ведь только безоговорочная любовь
родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум,
здоровье, а другим – скорректировать свои недостатки и проявить
достоинства. 2. Никогда не приказывай по прихоти. Не вмешиваться в
жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить
малыша по пустякам – значит оглуплять ребенка: он уже не сможет отличать
мелочь от серьезного проступка. 3. Никогда не принимай решения в
одиночку. Каждый родитель может вносить предложения, но принимать
решения надо лишь при достижении между родителями единогласия. И отец, и
мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли
дошкольного возраста, следует включать их в обсуждение семейных дел.
Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и
решающего голоса в семейном совете. 4. Собственное поведение
родителей – решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для
детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают
больше, чем родители. 5. Больше разговаривай с ребенком. Чаще вызывай
детей на разговор о работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем
отпуске и т.д. Спорь с ребенком, но уважительно относись его к мнению.
Радуйся, что у детей возникают собственные взгляды, свои убеждения, даже
если они отличны от твоих. Умей признавать свою неправоту. 6. Не
допускай никаких излишеств в подарках детям. Реклама – этот бич. Дети,
соблазнившись рекламой, осаждают нас. В результате родители разучиваются
отказывать детям, хотя порой отказ приносит больше пользы, так как учит
отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает
ребенка к иждивенчеству.
7. Во всем нужно действовать собственным
примером. Личный пример, зовущий к подражанию, – единственный способ
завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку курить,
если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде
девочки, если мама неаккуратно и безвкусно одевается.
8.
Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте
сообща. Семья – частная республика. Дети – члены этой республики, и все
дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье
необходимо распределять. Мать должна быть организатором семейного дела,
его руководителем, а не слугой. 9. В раннем детстве важно приучить
детей к чистоте. Поэтому следует установить особые правила уборки,
которую должны выполнять дети. В глазах твоих детей режим должен быть
целесообразным и разумным. Если ты требуешь, чтобы дети в определенный
час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими членами семьи,
то они должны понимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить
работу по приготовлению обеда и уборке после него. Если ты требуешь,
чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что
это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых эти
продукты куплены. Ребенок должен понимать, что подобное требование не
пустая родительская прихоть.
10. Держи двери дома открытыми. Дети не
должны чувствовать, что привязаны к дому веревкой. Они должны быть
свободными и должны чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть
открыты для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир
соседей, товарищей, друзей, подруг. Необходимо доверять детям, они
должны научиться быть самостоятельными, а ведь это совсем непросто. Надо
помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за
свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к
другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к
деликатным советам, заинтересованному обсуждению всех семейных дел, дети
ничего не будут скрывать от родителей. Это даст родителям прекрасную
возможность вовремя предостеречь ребенка от необдуманных поступков. 11.
Устранись в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают
родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить
самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им. Одно из
назначений семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть.
Развить и отдать это лучшее на общее благо. Воспроизводство жизни во
всех ипостасях и ее изменение к лучшему – общая и конечная цель
совместной жизни мужа и жены. А дети, отделившись от вас, начав свою
самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того чтобы жизнь
никогда не кончалась. |