История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков.
Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для
вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна,
хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос. В России вышивка крестом
имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую
сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов
народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те
времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую
(народную) и городскую. Народная вышивка крестом была
неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского
крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе
влияние западной моды и не имела прочных традиций. К 13 – 15-ти годам крестьянские девочки должны были
приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти,
полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ
приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста
одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях
одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не
только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного
ситца. На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды,
вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX - XII векам. Тем
самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С
языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках
крестом - сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали
постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также
свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, скатерти, головные
уборы, холщовые сарафаны, платки.
Вышитое полотенце могло использоваться
не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на
придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище
идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать
вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при
рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом.
Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали
обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день
или сутки и считалось безупречно чистым. Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих
веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и
наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать
несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал
свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы.
Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из
средств общения.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с
другими формами, создавая узоры - рисунки. Так возникли орнаменты -
последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт). По своим мотивам орнамент может быть:
- Геометрический - состоящий из различных
геометрических элементов;
- Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий,
широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое
название от извилистой реки Меандр;
- Растительный или фитоморфный - составленный из
рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
- Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и
насекомых;
- Птичий - составлен из стилизованных фигур птиц;
- Человекообразный - с изображением человеческих
фигур и полуфигур.
- Шрифтовый - напоминающий стилизованные надписи, встречается в
среднеазиатских вышивках;
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа,
создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе,
используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое
характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим
вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры,
отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались
реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.
Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется
композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов,
расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали. Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со
структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров
состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических
орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий,
точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток.
Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур,
сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым
является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто
промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются
другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый
узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента
играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В
большинстве своем колорит является визитной карточкой республики,
области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто
заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных
тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения
цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и
блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его
цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного
мотива или фигуры. |