Издавна, стараясь украсить свой быт, люди
стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных
форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.
Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость,
в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда
ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только
очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для
королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок.
А стоили они - годовое жалование королевского сапожника:
Очень сложно точно установить историю вязания,
так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства
этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских
гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей
носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.
Детские чулки III-Ivв. Н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму
обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при
изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках. Позже
где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже
тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского
вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом.
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется
по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут
чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал
традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые
вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа
Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового
машинного производства, тем более ценными становились изделия , изготовленные
вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно
было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы
могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.
Со временем работы мастеров становятся искусством,
вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся
в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге.
Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями
лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять
многоцветные сложные узоры.
В наши дни это искусство продолжает развиваться,
обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами.
Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе
с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно , ручное вязание
выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно,
что исходный материал - пряжу- можно использовать несколько раз и без особых
потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели.
Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например,
кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее
время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия
удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность,
задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений,
оформления и фасона изделий.
При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь
стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. Но все же рекомендуем проявлять
чувство меры, так как каждая деталь должна быть значимой и на своем месте,
чтобы ваши модели не выглядели нелепо или неаккуратно выполненными. С помощью
выставок, журналов, демонстрации моделей постарайтесь создать свой неповторимый
образ и настроение.
Цените материалы и свое время: создавайте
свои модели, а наши уроки помогут Вам. Ведь иногда случается так, что модель
нравится в журнале, а в Вашем исполнении она не смотрится. Это происходит
из-за многих причин:
- ошибка при выборе узора
- не учтено сочетание различных нитей или
цветов
- ошибка при расчете
- детали связаны очень аккуратно, а вот
изделие обработано не качественно
- не учтены мотивы узоров и т.п.
А переделать не всегда есть время, да и желания
уже того нет: И пряжа после перевязывания хоть немного, но меняет свои
качества не к лучшему - некоторые виды современной пряжи вовсе нельзя перевязывать.
А ведь очень часто достаточно лишь использовать
фактуру пряжи для создания красивой неординарной вещи. Практичный человек
сумеет "вписать" в свой гардероб моду и продлить срок жизни своих изделий,
потратив при этом минимум времени. Все чаще при изготовлении одежды используются
кружева и ажурные воротнички, - и Ваше платье уже выглядит более изящным,
элегантным, женственным.
Головные уборы и перчатки - наиболее актуальное
дополнение к костюму. Их нельзя повторить из ткани - а шаль, связанная
крючком всегда будет только Вашей неповторимой вещью. И вообще головные
уборы - особые изделия, они всегда на виду, привлекают внимание в отличие
от платьев, костюмов, кофточек, которые скрыты часто верхней одеждой.
Мода на трикотаж - это и украшение нашего
интерьера. Можно создать вязаный абажур или скатерть, салфетку или вазочку
- и Ваш дом приобретет только Вам свойственный уют и тепло.
Многие узоры сами по себе не новы, но комбинаций
этих узоров может быть бесконечным, а творческая мысль позволяет создание
множество форм.
Ручное вязание дает исключительную возможность
делать уникальную одежду и аксессуары для себя и своих близких. Сегодня
для вязания предлагается широкий выбор пряжи различного цвета и состава,
от шерсти пастельных тонов до переливающихся, как драгоценности, шелковых
и акриловых нитей. Кроме того, ему легко научиться и оно доставляет людям
разных возрастов творческое наслаждение.
Вязание существует издавна, с библейских
времен. С годами из простых петель искусные вязальщицы придумали сложные
многоцветные узоры. Каждое новое поколение открывает для себя в ручном
вязании радость творчества. |