Узелковое плетение или макраме считается одним из древнейших искусств. Технику макраме применяли в Китае, Японии, Ассирии, Ираке, Древнем Египте. При раскопках египетских гробниц были найдены образцы узелкового плетения, которым более четырех тысяч лет. Началась история этого плетения того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети. Вначале человек делал примитивные, безузловые сети. Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней остатки таких древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.
На Востоке в древности существовала развитая система своеобразной "узелковой письменности", расшифровать которую можно было по форме, размеру и взаимному сочетанию узлов, благодаря этой грамоте люди собирали и сохраняли нужную информацию.
На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди так и назвали геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях фараонов. Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.
В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий». Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией.
В Европе узелковое плетение стало известно предположительно в VIII-IX веках, но особенной популярности оно достигло лишь в XVIII веке. В это время многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом. Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в XIX веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама»- это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах»- это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.
В Россию увлечение макраме пришло на рубеже ХХ столетия. Искусству плетения обучали в специальных рукодельных мастерских. Наряду с салфетками, занавесками стали популярными шали, воротники и другие предметы одежды, изготовленные в технике макраме. В последние годы этот вид рукоделия переживает свое очередное возрождение. Популярность макраме заключается не только в большом выборе исходного материала, но и в разнообразии приемов выполнения плетения, что дает возможность создавать оригинальные и неповторимые изделия. |