История вязания
История вышивки
История других видов рукоделия
Рукоделие - в общепринятом смысле обозначает ручную работу, производимую людьми с помощью разных орудий, изготовленных из металла, дерева или кости, а именно: иголок, прутков, спиц, крючков, челноков, развилок, вилочки, палочек, рамок, линеек, гребней, коклюшек, подушек, булавок, пялец, подставок, пряслиц, веретена, самопрялки, станков, досок, моталки, ножниц, швейной и вязальной ручной машинки и т. п. Рукоделие издавна являлось главным занятием женщин разных классов и сословий. В доисторические времена, во всех странах и среди всех племен, рукоделия были уже известны. Указания на них встречаются напр. в книге Исхода (гл. X VIII, XXVI-XXVII), Псалмах (XLIV: "одежда царевны шита золотом"), книге Судей (гл. V).
В египетском отд. Санкт-Петербурга Эрмитажа хранятся небольшие куски древнеегипетской материи, покрытые искусной и тончайшей вышивкой, напоминающей вышивание с помощью тамбурного крючка. Евреи заимствовали от египтян разные работы, в том числе и вышивание (прор. Исайя, гл. XXVII-XXVIII). В Илиаде и Одиссее говорится немало об искусных вышивках и тканях у древних греков. Фригийцы прославились своим искусством плести галун, вышивать ткани и украшать их бахромой. У римлян было в большом употреблении плетение из золотых нитей. При раскопках коптских гробниц V - VII ст. после Р. Х. найдены удивительные по красоте ткани, вышивки и ажурные работы - кружева. Среди обитателей северных стран тканье и вышивки были также очень распространены. В Московском историческом музее, среди памятников металлического века находятся две иглы, пряслицы из простого шифера, остатки снурков или бахромы очень искусной работы, остаток кожи, обшитой с одной стороны тканью с шелковым шитьем, остатки ткани с шитьем золотою нитью в строчку и много других разнообразных образцов рукоделий; костяная пряслица в виде полушария, семь кусков шелковых и шерстяных тканей, узор коричневый с золотисто-желтым, по коричневому или золотисто-желтому фону, большой кусок ковровой ткани, с медальоном на малиновом фоне и др.; кусок золототканной материи, покрытой узором, пара сломанных железных ножниц, остатки ткани, все из Осетии.
По словам Забелина, "начало шелкового и золотого шитья относится к самым первым временам нашей истории, когда оно, по всему вероятию, служило лишь домашним потребностям богатого наряда и убора. С принятием христианства это женское по преимуществу художество получило обширнейшее применение, распространилось и утвердилось как особая отрасль художества, служившего исключительно церкви". Первая монахиня из русских княжон, дочь Всеволода Янка, учила черноризиц шить. Жена Рюрика Ростиславовича (1200 г.) "сама прилежала трудам и рукоделиям, швениям золотом и серебром, как для себя и своих детей, пачеже для монастыря". У наших цариц светлица была рукодельным заведением, исполнявшим рукодельные работы, даже и на половину государя. Мастерицы занимались здесь шелковым и золотым плетеньем, вязаньем, тканьем, сканьем (сучением), изготовлением кистей, снурков, поясков, тесемок и т. п. В XVI и XVII ст. в каждом достаточном хозяйстве золотое и шелковое пяличное дело принадлежит к необходимым статьям общего домоводства и занимает самое видное место в числе разных других видов рукоделия. Каждая добрая хозяйка сама была искусницею в пяличном деле. Оно служило первым признаком хорошего воспитания, лучшим украшением девицы и женщины. Применение рукоделия было самое широкое. Шилось все домашнее белье, вышивались предметы женского и мужского наряда; много изготовлялось этим путем церковных предметов, вышивались и украшались чепраки, а для царских, великокняжеских и боярских охот - "кречатий наряд". Кружево золотое, серебряное, разноцветное шелковое и белое из льняной нитки было также в самом большом употреблении. Насколько широко было применение рукоделия, настолько были разнообразны и материалы, употреблявшиеся для него: полотно, разноцветная тафта, шида, или индийская бумажная набивная ткань, золотые и простые камки, атласы, объярь (гродетур), зуф, шерстяная ткань вроде камлота, сукна, золотые бархаты, алтабасы, зарбафы, дороги, аксамит, сафьян, пух, меха, разноцветные шелка, волоченое золото и серебро, жемчуг. Всякие изображения и узоры, и надписи, назначаемые для вышивания или низания, прорисовывали по ткани обыкновенно белилами и чернилами состоявшие при светлице знаменщики или рисовальщики. В иных случаях рисунки изготовлялись и на бумаге, черчением и прокалыванием. Мастерицы по рисунку выметывали очерк белью и затем расшивали шелками или золотом и серебром. Таково было развитие и значение женского рукоделия в до-Петровское время. Но и с воцарением царя Петра I, когда (в 1700 г.) повелено было "женскому полу иметь в честном обхождении с людьми совершенную свободу", рукоделие не утратило своего значения и стало еще разнообразнее, благодаря сношениям и образцам заморским.
В усадьбах, под влиянием новшеств, вводившихся при дворе, помещики завели мастерские, где изготовлялись вышивки, кружева и ткани по иноземным образцам; в монастырях и среди семей купцов, мещан и крестьян долго еще преобладали стародавние рисунки и приемы работы. С развитием школьного образования и с введением рукоделия в женские учебные заведения последовал новый толчок к распространению рукоделия. Одни рукоделия получили название школьных работ, другие - ремесленных, третьи - общего женского рукоделия, четвертые - монастырских работ, пятые - кустарных, крестьянских работ. К школьному рукоделию принадлежат работы, преподаваемые воспитанницам, согласно заранее установленной программе. В число таких, входят общие рукоделия - вязание на спицах чулка и пр., вязанье крючком салфеточек, воротничков, кружев, детских башмачков, кофточек, шапочек и т. п., шитье иголкой, вышивание, штопка и починка белья и платья, кройка простого белья и платья - и специальные рукоделия: изготовление белья и меток более сложных, шитье платьев по модным картинкам, делание искусственных цветов и шляп и изящные работы (разное шитье и вышивки).
Ремесленные рукоделия обнимают собой все те работы, которые производятся в мастерских или мастерицами у себя на дому, как-то: шитье и метка белья, шитье платьев, верхних вещей (пальто, накидок, шуб и т. п.), изготовление шляп, искусственных цветов и т. п. Под выражением "общие женские рукоделия" понимаются все те работы, которые производятся женщинами для своей семьи и отвечают потребностям ее в белье и одежде, а также изящные работы и работы фантазии. К числу последних принадлежат, напр., искусное вязание на спицах, вязание крючком или в тамбур, филе, кружева, шитье по канве, решетки, шитье гладью, рококо, ренессанс, гобеленовское, шведское - гобеленовское, по тюлю, английское шитье, шитье золотом, серебром и т. д., работы фантазии - вышивка сутажем, ленточками, синелью, разными цветными металлическими нитками, блестками и т. п., тканье ковриков и подушек на шведских станках и приборах и мн. др.
В монастырях рукоделия имеют назначение - отчасти удовлетворение потребностей самого монастыря, отчасти доставление средств монастырю. Кроме того, рукоделие служит для своекоштных монахинь единственным средством приобретения собственных средств к жизни. В золотошвейном деле сохранились все приемы шитья и наименования швов допетровского времени, причем и материал металлический употребляется такой же, как употреблялся и ранее. Золотошвеи-монахини достигают большого искусства в изготовлении тех или иных предметов, но за уменьшением заказов на крупные вещи считают свое рукоделие неприбыльным. Изготовляя разные небольшие вещи для случайного покупателя, золотошвеи не находят выгодным приобретать материалы высокого достоинства, цена на которые очень возросла, a ограничиваются покупкой дешевого серебра, золота, бархата и атласа и нередко продают свое изделие без всякого расчета, лишь бы вернуть свои деньги.
Плетением кружев монахини занимаются во многих монастырях, главным образом в таких, которые находятся в центрах кустарного производства кружев. Кружева делаются самые разнообразные, иногда весьма изящные; сбываются они преимущественно самими монахинями лицам, посещающим обитель, иногда же передаются для продажи скупщикам или поручаются с этой целью знакомым семьям. Улучшения, вводимые монахинями в кружевную работу, никогда не влияют на улучшение кружевного промысла среди крестьянок и мещанок, так как общения между теми и другими кружевницами почти не бывает и монахини так же мало интересуются работой крестьянок, живущих вокруг монастыря, как крестьянки плетением кружева в посещаемом ими монастыре.
В некоторых монастырях ткут ковры; рукоделие это довольно распространено среди монахинь и производится независимо от того, существует ли в данной местности ковровоткацкий промысел и есть ли под рукой вполне подходящая шерсть. Делаются ковры преимущественно по заказу и двух разборов, гладкие и махровые, т. е. с высоким ворсом. Материал приготовляется самими монахинями; для основы ими прядется пенька, для утка - шерсть, окрашиваемая растительными и анилиновыми красками; способы окрашивания сохраняются монахинями в глубокой тайне. Узоры в монастырских коврах большею частью неизящны, техника работы несовершенна, станки для работы несколько первобытны; шерсть ссучивается слишком круто, что придает коврам неровную и некрасивую поверхность. Ковры вообще тяжелы. При заказах монахини берут иногда шерсть и пеньку от заказчика, но прядут и окрашивают эти материалы всегда сами. Условия производства ковров в монастырях до чрезвычайности усложняют расчет прибыли, получаемой за работу; сами монахини не могут точно указать размер своего заработка.
Во многих монастырях ткут пояса из шелка или из бумаги с затканными словами молитвы. В некоторых монастырях ткут шелковые с золотом и серебром пояса и передки для туфель, нынче весьма мало требуемые. Существуют в монастырях и работы изящные, или фантазии. Вышиваются башмачки для хранения часов, разные мешочки, делаются цветы из бумаги и шерсти, плато под лампы, корзиночки, коробочки, букетики, медальоны, даже серьги и брошки, низанные и саженные из мелких ракушек и семян, окрашенных в разные цвета; иногда лепят из воска и перьев птичек, деревца и т. п. Все эти предметы не отличаются ни изяществом форм, ни вкусом и покупаются невзыскательными богомольцами в память посещения обители. Цена таких вещиц грошовая, и потому эти рукоделия дают самый ничтожный заработок. Они, вероятно, давно были бы оставлены, если бы лица, ищущие уединения в монастырской жизни, смотрели на все эти работы исключительно как на статью дохода и не искали бы в них "лекарства от уныния".
Несмотря на всю кажущуюся ничтожность заработков, получаемых рукодельницами периферии при занятии тем или иным видом рукоделия, - эти маленькие суммы, помогают женщинам и девушкам, не покидая родного места, получать некоторые средства для удовлетворения как личных, так и семейных нужд. Но тем не менее, любая из отраслей рукоделия имеет своих представительниц и последовательниц, и как раньше труд этот служил, так и до сих пор служит удовлетворению потребностям человека не только в одежде и пр., но и в удовлетворении его духовных и творческих наклонностях.
История вышивки
История других видов рукоделия
Рукоделие - в общепринятом смысле обозначает ручную работу, производимую людьми с помощью разных орудий, изготовленных из металла, дерева или кости, а именно: иголок, прутков, спиц, крючков, челноков, развилок, вилочки, палочек, рамок, линеек, гребней, коклюшек, подушек, булавок, пялец, подставок, пряслиц, веретена, самопрялки, станков, досок, моталки, ножниц, швейной и вязальной ручной машинки и т. п. Рукоделие издавна являлось главным занятием женщин разных классов и сословий. В доисторические времена, во всех странах и среди всех племен, рукоделия были уже известны. Указания на них встречаются напр. в книге Исхода (гл. X VIII, XXVI-XXVII), Псалмах (XLIV: "одежда царевны шита золотом"), книге Судей (гл. V).
В египетском отд. Санкт-Петербурга Эрмитажа хранятся небольшие куски древнеегипетской материи, покрытые искусной и тончайшей вышивкой, напоминающей вышивание с помощью тамбурного крючка. Евреи заимствовали от египтян разные работы, в том числе и вышивание (прор. Исайя, гл. XXVII-XXVIII). В Илиаде и Одиссее говорится немало об искусных вышивках и тканях у древних греков. Фригийцы прославились своим искусством плести галун, вышивать ткани и украшать их бахромой. У римлян было в большом употреблении плетение из золотых нитей. При раскопках коптских гробниц V - VII ст. после Р. Х. найдены удивительные по красоте ткани, вышивки и ажурные работы - кружева. Среди обитателей северных стран тканье и вышивки были также очень распространены. В Московском историческом музее, среди памятников металлического века находятся две иглы, пряслицы из простого шифера, остатки снурков или бахромы очень искусной работы, остаток кожи, обшитой с одной стороны тканью с шелковым шитьем, остатки ткани с шитьем золотою нитью в строчку и много других разнообразных образцов рукоделий; костяная пряслица в виде полушария, семь кусков шелковых и шерстяных тканей, узор коричневый с золотисто-желтым, по коричневому или золотисто-желтому фону, большой кусок ковровой ткани, с медальоном на малиновом фоне и др.; кусок золототканной материи, покрытой узором, пара сломанных железных ножниц, остатки ткани, все из Осетии.
По словам Забелина, "начало шелкового и золотого шитья относится к самым первым временам нашей истории, когда оно, по всему вероятию, служило лишь домашним потребностям богатого наряда и убора. С принятием христианства это женское по преимуществу художество получило обширнейшее применение, распространилось и утвердилось как особая отрасль художества, служившего исключительно церкви". Первая монахиня из русских княжон, дочь Всеволода Янка, учила черноризиц шить. Жена Рюрика Ростиславовича (1200 г.) "сама прилежала трудам и рукоделиям, швениям золотом и серебром, как для себя и своих детей, пачеже для монастыря". У наших цариц светлица была рукодельным заведением, исполнявшим рукодельные работы, даже и на половину государя. Мастерицы занимались здесь шелковым и золотым плетеньем, вязаньем, тканьем, сканьем (сучением), изготовлением кистей, снурков, поясков, тесемок и т. п. В XVI и XVII ст. в каждом достаточном хозяйстве золотое и шелковое пяличное дело принадлежит к необходимым статьям общего домоводства и занимает самое видное место в числе разных других видов рукоделия. Каждая добрая хозяйка сама была искусницею в пяличном деле. Оно служило первым признаком хорошего воспитания, лучшим украшением девицы и женщины. Применение рукоделия было самое широкое. Шилось все домашнее белье, вышивались предметы женского и мужского наряда; много изготовлялось этим путем церковных предметов, вышивались и украшались чепраки, а для царских, великокняжеских и боярских охот - "кречатий наряд". Кружево золотое, серебряное, разноцветное шелковое и белое из льняной нитки было также в самом большом употреблении. Насколько широко было применение рукоделия, настолько были разнообразны и материалы, употреблявшиеся для него: полотно, разноцветная тафта, шида, или индийская бумажная набивная ткань, золотые и простые камки, атласы, объярь (гродетур), зуф, шерстяная ткань вроде камлота, сукна, золотые бархаты, алтабасы, зарбафы, дороги, аксамит, сафьян, пух, меха, разноцветные шелка, волоченое золото и серебро, жемчуг. Всякие изображения и узоры, и надписи, назначаемые для вышивания или низания, прорисовывали по ткани обыкновенно белилами и чернилами состоявшие при светлице знаменщики или рисовальщики. В иных случаях рисунки изготовлялись и на бумаге, черчением и прокалыванием. Мастерицы по рисунку выметывали очерк белью и затем расшивали шелками или золотом и серебром. Таково было развитие и значение женского рукоделия в до-Петровское время. Но и с воцарением царя Петра I, когда (в 1700 г.) повелено было "женскому полу иметь в честном обхождении с людьми совершенную свободу", рукоделие не утратило своего значения и стало еще разнообразнее, благодаря сношениям и образцам заморским.
В усадьбах, под влиянием новшеств, вводившихся при дворе, помещики завели мастерские, где изготовлялись вышивки, кружева и ткани по иноземным образцам; в монастырях и среди семей купцов, мещан и крестьян долго еще преобладали стародавние рисунки и приемы работы. С развитием школьного образования и с введением рукоделия в женские учебные заведения последовал новый толчок к распространению рукоделия. Одни рукоделия получили название школьных работ, другие - ремесленных, третьи - общего женского рукоделия, четвертые - монастырских работ, пятые - кустарных, крестьянских работ. К школьному рукоделию принадлежат работы, преподаваемые воспитанницам, согласно заранее установленной программе. В число таких, входят общие рукоделия - вязание на спицах чулка и пр., вязанье крючком салфеточек, воротничков, кружев, детских башмачков, кофточек, шапочек и т. п., шитье иголкой, вышивание, штопка и починка белья и платья, кройка простого белья и платья - и специальные рукоделия: изготовление белья и меток более сложных, шитье платьев по модным картинкам, делание искусственных цветов и шляп и изящные работы (разное шитье и вышивки).
Ремесленные рукоделия обнимают собой все те работы, которые производятся в мастерских или мастерицами у себя на дому, как-то: шитье и метка белья, шитье платьев, верхних вещей (пальто, накидок, шуб и т. п.), изготовление шляп, искусственных цветов и т. п. Под выражением "общие женские рукоделия" понимаются все те работы, которые производятся женщинами для своей семьи и отвечают потребностям ее в белье и одежде, а также изящные работы и работы фантазии. К числу последних принадлежат, напр., искусное вязание на спицах, вязание крючком или в тамбур, филе, кружева, шитье по канве, решетки, шитье гладью, рококо, ренессанс, гобеленовское, шведское - гобеленовское, по тюлю, английское шитье, шитье золотом, серебром и т. д., работы фантазии - вышивка сутажем, ленточками, синелью, разными цветными металлическими нитками, блестками и т. п., тканье ковриков и подушек на шведских станках и приборах и мн. др.
В монастырях рукоделия имеют назначение - отчасти удовлетворение потребностей самого монастыря, отчасти доставление средств монастырю. Кроме того, рукоделие служит для своекоштных монахинь единственным средством приобретения собственных средств к жизни. В золотошвейном деле сохранились все приемы шитья и наименования швов допетровского времени, причем и материал металлический употребляется такой же, как употреблялся и ранее. Золотошвеи-монахини достигают большого искусства в изготовлении тех или иных предметов, но за уменьшением заказов на крупные вещи считают свое рукоделие неприбыльным. Изготовляя разные небольшие вещи для случайного покупателя, золотошвеи не находят выгодным приобретать материалы высокого достоинства, цена на которые очень возросла, a ограничиваются покупкой дешевого серебра, золота, бархата и атласа и нередко продают свое изделие без всякого расчета, лишь бы вернуть свои деньги.
Плетением кружев монахини занимаются во многих монастырях, главным образом в таких, которые находятся в центрах кустарного производства кружев. Кружева делаются самые разнообразные, иногда весьма изящные; сбываются они преимущественно самими монахинями лицам, посещающим обитель, иногда же передаются для продажи скупщикам или поручаются с этой целью знакомым семьям. Улучшения, вводимые монахинями в кружевную работу, никогда не влияют на улучшение кружевного промысла среди крестьянок и мещанок, так как общения между теми и другими кружевницами почти не бывает и монахини так же мало интересуются работой крестьянок, живущих вокруг монастыря, как крестьянки плетением кружева в посещаемом ими монастыре.
В некоторых монастырях ткут ковры; рукоделие это довольно распространено среди монахинь и производится независимо от того, существует ли в данной местности ковровоткацкий промысел и есть ли под рукой вполне подходящая шерсть. Делаются ковры преимущественно по заказу и двух разборов, гладкие и махровые, т. е. с высоким ворсом. Материал приготовляется самими монахинями; для основы ими прядется пенька, для утка - шерсть, окрашиваемая растительными и анилиновыми красками; способы окрашивания сохраняются монахинями в глубокой тайне. Узоры в монастырских коврах большею частью неизящны, техника работы несовершенна, станки для работы несколько первобытны; шерсть ссучивается слишком круто, что придает коврам неровную и некрасивую поверхность. Ковры вообще тяжелы. При заказах монахини берут иногда шерсть и пеньку от заказчика, но прядут и окрашивают эти материалы всегда сами. Условия производства ковров в монастырях до чрезвычайности усложняют расчет прибыли, получаемой за работу; сами монахини не могут точно указать размер своего заработка.
Во многих монастырях ткут пояса из шелка или из бумаги с затканными словами молитвы. В некоторых монастырях ткут шелковые с золотом и серебром пояса и передки для туфель, нынче весьма мало требуемые. Существуют в монастырях и работы изящные, или фантазии. Вышиваются башмачки для хранения часов, разные мешочки, делаются цветы из бумаги и шерсти, плато под лампы, корзиночки, коробочки, букетики, медальоны, даже серьги и брошки, низанные и саженные из мелких ракушек и семян, окрашенных в разные цвета; иногда лепят из воска и перьев птичек, деревца и т. п. Все эти предметы не отличаются ни изяществом форм, ни вкусом и покупаются невзыскательными богомольцами в память посещения обители. Цена таких вещиц грошовая, и потому эти рукоделия дают самый ничтожный заработок. Они, вероятно, давно были бы оставлены, если бы лица, ищущие уединения в монастырской жизни, смотрели на все эти работы исключительно как на статью дохода и не искали бы в них "лекарства от уныния".
Несмотря на всю кажущуюся ничтожность заработков, получаемых рукодельницами периферии при занятии тем или иным видом рукоделия, - эти маленькие суммы, помогают женщинам и девушкам, не покидая родного места, получать некоторые средства для удовлетворения как личных, так и семейных нужд. Но тем не менее, любая из отраслей рукоделия имеет своих представительниц и последовательниц, и как раньше труд этот служил, так и до сих пор служит удовлетворению потребностям человека не только в одежде и пр., но и в удовлетворении его духовных и творческих наклонностях.