Итак, мы запаслись всем необходимым для изготовления волшебного
батика, можно приступать к работе.
Первым делом натянем шёлковую ткань на раздвижную рамку. Не советую
вам сразу приступать к масштабному произведению. Оптимальный размер
полотна для первой пробы – 45x45 или 50x50 см. Раздвиньте свою рамку на
эту длину и зафиксируйте крепления. Для натягивания обязательно
понадобятся канцелярские кнопки или специальные кнопки для батика.
Туго натянув ткань на одной стороне рамки, далее натягивайте её на
противоположной стороне, начиная от середины к краям. А затем справа и
слева, также от середины к краям. В результате ткань должна стать ровно
натянутым «листом». Не переусердствуйте с натяжкой, потому что можно
сильно деформировать волокна – так, что они после стирки не станут на
место, и готовое изделие будет с дефектом.
Далее переносим выбранный или нарисованный собственноручно рисунок на
ткань. Желательно, чтобы он тоже был попроще, а отдельные детали были
не слишком большими и не слишком маленькими. Советую подобрать рисунок
простого, но красивого цветка (цветы вообще очень хорошо получаются на
шёлке), вокруг которого можно нарисовать простую незамысловатую рамочку.
Вот вам и готовая композиция небольшого шейного платочка.
На ткань рисунок переносится простым карандашом, можно использовать и
эскизный карандаш. Также бывают специальные фломастеры, линии от
которых исчезают при стирке изделия. Старайтесь сильно не нажимать на
карандаш, чтобы потом было легче его отстирывать. А чтобы проще было
обвести рисунок, закрепите его на изнаночной стороне вашего шёлкового
листа иголочками или двусторонним скотчем. Некоторые кладут рисунок на
стекло и включают под ним лампу. Но в основном, если шёлк у вас не
толстый и не плотный, проблем с просвечиваемостью ткани не будет.
Следующий этап очень важен, поэтому не спешите. От того, насколько
аккуратно вы отнесётесь к нанесению контура, зависит качество вашей
работы, её красота. Сразу оговорюсь, контур – штука хитрая. У всех фирм
он разной густоты, и к каждой нужно приспосабливаться уже в ходе работы.
Проверьте перед работой ваш контур на бумаге. Если он слишком густой и
долго выходит из тюбика, то вам придётся с ним попотеть. А если он
жидковат, то будет расплываться и линия получится слишком толстой, что
тоже нехорошо. Хороший контур и выдавливается достаточно быстро, и не
слишком расплывается, и высыхает недолго.
Контур мы накладываем по линиям своего рисунка. Лучше начать с
верхнего левого угла. Это правило, применяемое в пастельной технике,
действует и здесь – чтобы не смазать контур. Главное, следите, чтобы в
линии контура не было разрывов и пропусков. Он отделяет одну деталь
рисунка от другой, и если в линии есть разрыв, то краска вытечет за его
пределы и перемешается с другой (иногда такой приём специально
используют, но не в нашем случае).
Уделите этому этапу как можно больше времени и усердия. Проверить,
нет ли разрывов в линии контура, можно двумя способами. После высыхания
посмотреть через ткань на свет – разрывы будут видны. Или капнуть каплю
воды на обведённую деталь рисунка: если есть огрехи, то жидкость
растечётся за пределы. После нанесения контура и последующих подправок
нужно дать ему высохнуть.
Следующий этап самый интересный – нанесение краски. Не увлекайтесь
разноцветьем. Возьмите 2-3 цвета и работайте с ними. Если хочется
разнообразия или плавности переходов, просто разведите каждый цвет водой
в разном соотношении – так у вас получатся разные оттенки одного цвета.
Для этого используйте палитру или пузырёчки и пипетки для набора
краски.
Обычно рамку платка делают потемнее, фон внутри рисунка посветлее.
Если вы знакомы с сочетаниями цветов, это поможет вам подбирать
подходящие оттенки. Краску нужно наносить кистью, брать краски немного,
потому что контур может не выдержать и пропустить краску за пределы. Для
этого я, например, использую салфетки: вытирая о них кисть с краской, я
вижу какой будет мазок.
Самое трудное – ровно раскрасить фон. Вся беда в том, что краска на
больших площадях высыхает быстрее, чем мы докрасим до конца, а значит,
будут некрасивые разводы неравномерно высохших частей. Нужно работать
очень быстро, лучше широкой кистью или куском поролона. Иногда я
смачиваю сам фон водой и крашу уже по влажной поверхности.
Вот рисунок нанесён и раскрашен, но мы ещё можем внести небольшое
дополнение. Чуть присыпьте его крупными кристаллами поваренной соли и
увидите, какие чудеса она творит. Только не увлекайтесь с этой техникой,
а то весь ваш рисунок просто исчезнет.
Теперь нужно дать творению высохнуть, потом снять его с рамки и как
следует отгладить. Каждый участок следует гладить не менее 3-5 минут
(почитаете на вашем тюбике с краской). Гладить нужно через несколько
слоёв старых газет (новые оставляют следы на шёлке), убирая их по мере
пропитывания и заменяя новыми. Если вы недостаточно термически
обработаете ваш шёлковый шедевр, то после стирки можете его не увидеть –
краска сойдёт (однажды у меня такое было).
После глажки постирайте ткань с шампунем или ополаскивателем (любым
нежным моющим средством), сильно не трите ткань. Если же вы делаете не
платок, а панно и следов от карандаша не видно, то можно не стирать
батик, ведь он всё равно пойдёт в рамку под стекло. Если вещь
предназначена для носки, то лучше постирать, потому что в ткани остаётся
незакреплённая лишняя краска, которая потом останется на ваших руках
или шее.
После всех вышеперечисленных процедур высушите ткань и отгладьте,
подрубите края (иногда продаются уже готовые белые платки с
обработанными краями). Как видите, нюансов много, но познавать их и
творить красоту своими руками так интересно!
|