Среди великого разнообразия
вышивальных техник существуют несколько "спорных", активно обсуждаемых
и обдумываемых мастерицами. Поскольку от стежка зависит объемность,
яркость, точность цветовых переходов в изображении, необходимо всегда
знать, какой именно шов необходим для планируемой работы. Петит-пойнт
(petit-point) - одна из наиболее неоднозначных разновидностей.
Практически на каждом собрании клуба вышивальщиц, на любом форуме,
посвященном рукоделию, поднимается вопрос о целесообразности
использования петит-пойнта. И это неслучайно.
Обычно этот
метод
сравнивают с полукрестом. Действительно, с лицевой стороны вышивка,
выполненная в технике полукрест, и изделие, обработанное в
петит-пойнте, выглядят похоже для неискушенного наблюдателя. Но
с
изнанки (и по сути) все оказывается совсем не так.
Петит-пойнт
требует
непременно косых, а не вертикальных швов с изнаночной стороны.
Согласно канонам этой техники, вышивать требуется в три нити на 22-й
канве (предпочтительно Хандаргер или Линда). В результате изнанка
вышивки кажется более "плотной". Работа выглядит так, как будто вышитая
часть выткана. Это позволяет достичь большей реалистичности, объемности
изображения, плавности переходов.
У петит-пойнта есть и другие
преимущества. Техника позволяет избежать перекосов вышивки, неизбежных
при выполнении в полукресте. Если для работы, натягиваемой на раму, это
не так важно, то для гобеленов, активно набирающих популярность в
последнее время, подходят либо специальный гобеленовый стежок, либо –
петит-пойнт. При выполнении подобной работы в другой технике есть риск
обидного и непоправимого перекоса изображения. Общее правило гласит:
чем больше предполагаемая картина, тем более «мелкой» и «плотной»
должна быть техника. Поэтому для вышивок большого размера с
монументальными изображениями петит-пойнт подходит как нельзя лучше. К
тому же, "сплошное" плетение с изнанки позволяет достаточно легко
спрятать хвосты нитей.
Впрочем, недостатки у этой техники тоже
есть. Самый главный из них – большой расход ниток. Поскольку
материалы
для вышивки стоят обычно недешево, для рукодельницы часто практический
момент имеет большое значение. А на петит-пойнт уходит вдвое больше
ниток, чем на упоминавшийся выше полукрест. Как тут не задуматься!
Еще
одна
особенность, которая может оттолкнуть вышивальщицу от петит-пойнта
–значительное количество времени, требуемое на работу. Понятно, что чем
«плотнее» картина, чем ближе она по ощущению к тканым вещам, тем больше
придется потратить на нее часов. А мы, к сожалению (или к счастью?) не
можем сравниться с ткацким станком по производительности.
Однако
какими бы преимуществами или недостатками не обладала техника
петит-пойнт, главное - умение правильно определить необходимость ее
применения в конкретном случае. Для настоящей рукодельницы нет
трудоемкой техники – существуют только интересы картины. |